Explore
Also Available in:

Верблюд

Чудо замысла, которому засуха нипочём!

©iStockphoto.com/hadynyahcamel

Майкл Эгглтон ()
Перевод: Алексей Калько (creationist.in.ua)

Типичная картина засухи – сухая, потрескавшаяся земля до самого горизонта, однообразие которой нарушают только разбросанные кости какого-то несчастного животного. Единственными видимыми признаками жизни могут быть несколько выносливых кустов и отдельные пучки травы. Это бич земледельцев, скотоводов и пастухов по всей Земле.

Однако жизнь существует даже в самом засушливом климате. Засуха часто приводила к огромным сокращениям поголовья скота, иногда уничтожая даже целые стада крупного рогатого скота, коз и овец в своей наиболее тяжёлой форме. Но есть одно животное – верблюд, – особенности которого позволяют ему переносить засуху, экономя воду и выдерживая обезвоживание, благодаря чему основная часть стада выживает, даже в условиях, которые были бы катастрофическими для других пастбищных животных.1

Например, нормальная внутренняя температура нашего тела составляет около 36,6°С, незначительно меняясь в течение суток (в пределах половины градуса в ту или другую сторону). Как и многие млекопитающие, при перегреве мы потеем, чтобы поддерживать эту температуру. Вместо того, чтобы тратить лишнюю влагу на поддержание постоянной температуры, внутренняя температура тела верблюда регулируется так, что она постепенно возрастает с 34°C на рассвете до 41°C в самую жаркую часть дня.2 

Затем верблюд рассеивает накопленное тепло в течение ночи, в результате чего его внутренняя температура понижается обратно до 34°C к следующему утру. Также ему помогает прекрасный шерстяной покров, изолируя от чрезмерного теплообмена. Всё это уменьшает потерю воды на две трети по сравнению с поддержанием постоянной температуры.

Дело в крови

Когда верблюд всё-таки потеет, его тело не допускает загустевания крови (которое может привести к сердечной недостаточности), заменяя потерянную влагу из других тканей.2 Благодаря этому верблюд может допустить потерю массы от обезвоживания на 25–30%, что вдвое больше, чем смертельный уровень для большинства млекопитающих.1

Кроме того, красные кровяные клетки верблюда имеют мембраны, которые позволяют им необыкновенно сильно набухать. Поэтому, когда появляется источник воды, верблюд может поглотить более 100 литров воды всего за 10 минут,1 и его эритроциты не лопнут от осмотического шока (внезапного разбавления крови). Кровяные клетки крупного рогатого скота будут разрываться в той же ситуации.

Испытывая жажду, верблюд способен дополнительно свести к минимуму потерю влаги, концентрируя свою мочу в густой сироп. Это снижает выход до одной пятой от нормального объёма, а его фекалии становятся настолько сухими, что они сразу могут быть использованы в качестве топлива для костра.

Также, верблюду не всегда нужен непосредственный источник воды в сухих условиях. При более холодной погоде, если в корме содержится достаточное количество влаги, верблюд может не пить воду в течение нескольких месяцев. Он также может переносить более высокий уровень солёности воды, так как ему необходимо в 6–8 раз больше соли, чем другим животным, чтобы накапливать и хранить воду.3

Один горб или два?

Конечно, визитной карточкой верблюда является его горб (или два горба у бактриана – двугорбого верблюда). Это место для хранения не воды, как принято считать, а жира, который верблюд использует в качестве источника энергии, когда пища недоступна. Когда же корм в изобилии, верблюд переедает и сохраняет избыток в виде жира в своём горбу, который может весить до 45 кг.2 Когда жир в горбу превращается в энергию в периоды дефицита пищи, горб начинает сокращаться и может даже свисать. Но как только у верблюда появляется возможность отдохнуть и поесть, горб снова наполняется и становится твёрдым.

Верблюды могут восстановить этот запас жира, питаясь пищей, которой многие другие животные брезгуют. Своими сильными клыками они могут пережёвывать жёсткие древесные растения и ветки деревьев. Колючие растения могут быть съедены благодаря толстому слою кожи, защищающему рот. Когда другая пища недоступна, они могут употреблять даже такие необычные предметы, как кости, кожу и одежду. Это, в сочетании с их способностями обходиться без воды, легко объясняет, почему верблюды так высоко ценятся в сухом климате в качестве вьючных и тягловых животных, и почему человечество долго зависело от них.

Верблюды относятся к роду Camelus семейства Camelidae, в которое также входят южноамериканские верблюдовые – лама и гуанако (род Lama), и альпака и викуньи (род Vicugna). Существует очень хорошее подтверждение тому, что роды Lama, Camelus и Vicugna происходят от общего предка, то есть представляют собой один сотворённый род. Скрещивание самца верблюда и самки ламы (путём искусственного оплодотворения, потому что верблюд в шесть раз больше) привело к появлению потомства, которое назвали кама. Этот гибрид был создан, чтобы получить шерсть (и, возможно, нрав) ламы, а выносливость верблюда.4

Верблюдиные истории

Предполагаемая эволюционная история семейства Camelidae, как утверждается, началась примерно 40 миллионов лет назад в Северной Америке. Затем около 2 миллионов лет назад верблюдовые мигрировали из Северной Америки в Азию, а затем и в Африку, где, путём последовательных изменений, они якобы превратились в род Camelus (в который входят бактрианы – двугорбые верблюды, и дромадеры – арабские одногорбые верблюды).1,5 Обратите внимание, ничто из этого не может быть продемонстрировано с помощью тестируемой, повторяемой науки. Это лишь предположение, основанное на интерпретации имеющихся данных в поддержку эволюционного мировоззрения (то есть, что всё было создано и спроектировано не Богом, а возникло путём естественных процессов без какого-либо замысла или разумного вмешательства).

Верблюды и Библия

Сравните эволюционный сценарий с точкой зрения креационистов, которая также является интерпретацией тех же имеющихся данных, но опирается на Слова нашего Творца, содержащиеся в книге Бытия. Род верблюдовых был создан Богом на шестой день Недели Сотворения, около 6000 лет назад. Примерно 4500 лет назад одна пара верблюдовых6 была взята на борт Ковчега и выжила. Когда животные разошлись из ковчега, верблюдовые пришли в Африку и Азию.7

Библия говорит, что верблюды были в Египте, когда Авраам жил там (Бытие 12:16). Примерно в то же время в земле Уц у Иова было 6000 верблюдов (Иов 42:12). Эта библейская история верблюдов на Ближнем Востоке соответствует тому, что мы видим из археологической летописи.8

Во время ледникового периода, последовавшего после Ноева потопа, благодаря более низкому уровню моря представители семейства Camelidae могли мигрировать из Азии в Северную Америку через то, что сейчас называется Беринговым проливом, но тогда было сушей.9 Оттуда верблюдовые перешли в Южную Америку.

По пути давление отбора окружающей среды привело к тому, что они адаптировались и разнообразились, вплоть до образования отдельных видов, которые мы видим сегодня. Но в отличие от воображаемой эволюции от микробов до человека, такая адаптация – это не творческий и восходящий процесс. Наоборот, вся информация, необходимая для верблюдов, лам и других видов уже присутствовала в изначальном роде верблюдовых.

Некоторые простые конструктивные особенности (например, более широкие подушечки ног, которые предотвращают погружение в мягком песке) предположительно могут быть результатом мутационных ошибок, которые оказались полезны в определённой среде. Тем не менее, в целом, точке зрения, что все эти сложные конструктивные особенности верблюдов могли возникнуть путём отбора случайных мутаций, не хватает научной достоверности. Просто потому, что это потребовало бы большого количества мутаций, создающих новые функции, что не поддерживается имеющимися данными.10

Изменения согласуются с сотворением

Определённая генетическая сортировка, которую мы наблюдаем в виде адаптации путём естественного отбора – это процесс, который приводит к тому, что дочерние популяции становятся более специализированными – мы видим больше разновидностей, даже видов, но каждая из них несёт меньше изменчивости, чем предковая популяция. Это в целом нисходящие изменения, в результате которых каждая разновидность становится ближе к вымиранию, поскольку она теряет свою генетическую гибкость (способность справляться с дальнейшими изменениями). Поэтому, когда верблюд был предметом естественного отбора, уже существовавшие особенности, которые способствовали жизни в засушливой среде, вышли на первый план, компенсируясь потерейинформации, не благоприятствующей жизни в суровом сухом климате.

Такие нисходящие изменения согласуются с изначальным созданием полностью функционирующих групп организмов, и последующей деградацией в результате грехопадения.11 Это напоминает нам, что мы сами также не развиваемся «вперёд и вверх». Наоборот, как и всё творение, человечество находится «в рабстве тления», и мы нуждаемся в Спасителе, Иисусе Христе, как говорит Библия.

Ссылки и примечания

  1. Camel, Encyclopedia Britannica(онлайн-издание), library.eb.com.au, по состоянию на 11 ноября 2013 г. Назад к тексту.
  2. Weston, P., Camels—confirmation of creation, Creation19(4):26–29, 1997 г.; creation.com/camel. Назад к тексту.
  3. Grzimek’s Animal Life Encyclopedia(2-е изд.) 15:320, 2004 г. Назад к тексту.
  4. Another camel/llama hybrid, Creation25(3):9–2003 г.; creation.com/focus-253. Назад к тексту.
  5. World Book Encyclopedia, 3:76–77, 2013 г. Назад к тексту.
  6. Batten, D., Ligers and wholphins? What next? Creation22(3):28–33, 2000 г.; creation.com/ligers. Назад к тексту.
  7. Обратите внимание, что верблюды находятся в одних и тех же регионах, как шерстистых мамонтов – см. Oard, M., The extinction of the woolly mammoth: was it a quick freeze? J. Creation14(3):24–34, 2000 г.; creation.com/snapfreeze. Назад к тексту.
  8. Cosner, L., Camels and the Bible, creation.com/camels,11 февраля 2014 г. Назад к тексту.
  9. Стейтем, Д., Биогеография, J. Creation24(1):82–87, 2010; creation.com/biogeography-russian. Назад к тексту.
  10. Картер, Р., Могут ли мутации создавать новую информацию? J. Creation25(2);92–98, 2011 г.; creation.com/mutations-new-information-russian. Назад к тексту.
  11. Виланд, К., Поезд эволюции приближается, Creation24(2):16–19, 2002 г.; creation.com/train-russian. Назад к тексту.