Explore
Also Available in:

Ответ Ричарду Докинзу на его «Слепого Часовщика»

© Creation Ministries International, 1996, 2006 

Перевод: Елена Агапитова (creationist.in.ua

В аргументах Докинза присутствуют серьёзные логические просчёты. Они могут одурачить неспециалистов, мало что понимающих в сложном устройстве живых организмов, но не должны сбить с толку действительно разбирающихся в науке людей. Многие из тех, кто ссылается на эту книгу, чтобы заставить замолчать креационистов, сами прекрасно понимают, что это просто пыль в глаза. Докинз – ярый атеист, и цель его жизни – любой ценой, правдой и неправдой расправиться с библейским христианством. И этому есть подтверждения. Все его книги – ни что иное, как откровенная идеологическая обработка.

Заметьте, что для того, чтобы естественный отбор мог действовать, необходимо наличие способного воспроизвести себя организма. Каким может быть простейший из таких организмов? Он должен быть невероятно сложно организованным и нести в себе большой объём информации. Этот целостный, функционирующий организм должен был возникнуть одномоментно, чтобы механизмы мутаций и естественного отбора, о которых вещает Докинз, могли работать (если допустить, что эти механизмы, на которых настаивает Докинз, вообще реальны!).

Фред Хойл рассчитал вероятность того, что все необходимые составные элементы минимально возможной самореплицирующейся клетки соединятся (предполагая наличие всех необходимых ингредиентов, что само по себе невозможно путём естественных, неферментных процессов). Хойл берёт за основу своих расчётов клетку, содержащую всего 400 ферментов/белков, хотя в реальном мире бактерия имеет около 2 000! Согласно его расчётам, вероятность образования клетки путём естественных процессов, даже с таким гипотетическим минимумом элементов, равна 1 к 1040 000.

Чтобы понимать, что это за число, напомним, что во Вселенной существует около 1080элементарных частиц. Если бы возраст Вселенной действительно составлял 15 миллиардов, как уверен Докинз, то с её возникновения прошло бы 1018 секунд. И далее, если бы каждую секунду каждый атом во вселенной был экспериментом по формированию клетки в «первобытном бульоне», содержащем все необходимые ингредиенты, количество экспериментов составило бы 1098. Это и близко не даёт хоть какого-то шанса на получение нашей «клетки». Пусть такая попытка совершается каждую микросекунду. Тогда количество попыток составит 10104. Это ничего не меняет. Теперь представим, что каждый атом в нашей Вселенной – это такая же Вселенная, как наша, и в каждой из них каждая элементарная частица каждую микросекунду является экспериментом по формированию клетки. Это даст нам 10204 экспериментов. До успеха нам всё ещё как до Луны! Чтобы рассчитывать на реальный шанс успеха, необходимо порядка 1040 000 попыток. То есть шансы на получение клетки нулевые!

Идём дальше. Если мы смешаем компоненты, необходимые для образования клетки, многие из них вступят в реакцию друг с другом, препятствуя какому-либо формированию клетки!

Компьютерные морфы, которые Докинз приводит в пример, имеют такое же отношение к происхождению информации, заложенной в клетке живого существа, как песок к информации, хранящейся в памяти компьютера (чипы памяти сделаны из кремния, который получают из песка). Докинз выбирает элементы, которые выглядят как что-то узнаваемое, и потом твердит, что полученное в итоге – результат «слепого» отбора («слепой часовщик»). Как это нелогично-то!

Эволюция не может дать ответ на вопрос о происхождении информации, хранящейся в клетке.

Посмотрим на проблему под другим углом зрения

1. Чрезмерное упрощение. Давайте предположим, что существуют самореплицирующиеся молекулы. Многие сторонники абиогенеза (происхождения жизни) пытались последние годы получить самореплицирующийся РНК-фермент – рибозим, но безуспешно.1,2Докинз начинает с белковой молекулы, но каким-то таинственным, необъяснимым образом приходит к генам ДНК. Спрашивается, как он пришёл от одного к другому?

Как бы то ни было, давайте определимся, сколько аминокислот нужно выстроить в правильной последовательности, чтобы получить этот воображаемый репликатор. Существует довольно мало функциональных ферментов, в которых содержится менее 100 аминокислот, в большинстве ферментов они исчисляются сотнями. Давайте будем снисходительны к Докинзу и допустим, что такой фермент может содержать всего сто аминокислот. Итак, какова будет вероятность его возникновения, при условии, что мы имеем все необходимые аминокислоты?

Эта белковая молекула должна быть просто потрясающей. Ведь ей предстоит не только выполнять функцию катализатора процесса соединения всех аминокислот воедино для производства своей копии, но также и заставить их выстроиться в правильном порядке. Пока ещё наука не видела таких белков – аминокислоты не обладают сродством с другими аминокислотами того же типа, а также между ними не существует никакого комплиментарного притяжения, как между нуклеотидами ДНК и РНК! Функциональные ферменты имеют трёхмерную структуру, а значит этот фермент должен развернуться, чтобы позволить аминокислотам встроиться вдоль себя в правильном порядке (чего они не будут делать), и в то же самое время он должен выступить катализатором для их полимеризации (будучи при этом развёрнут!). Да ладно, Докинз, это ведь не всерьёз!?

Однако даже если мы не станем брать во внимание вышеупомянутые проблемы, как и многие другие, которые можно было бы привести, остановимся вопросе, какова же всё-таки вероятность, что всего сто аминокислот выстроятся в нужном порядке. Поскольку в белках используется 20 канонических аминокислот, такая вероятность составит (1/20)100, или 10-130. Чтобы понимать, что это за число, вспомним, что во Вселенной существует около 1080 фундаментальных частиц (электронов и так далее). Если бы каждая такая частица была экспериментом по получению правильной последовательности, при наличии всех необходимых аминокислот, каждую микросекунду в течение 15 миллиардов лет, то таких экспериментов было бы 4,7 х 10103. Это в 1027 меньше, чем необходимо для какого-то реального шанса на такое событие. Другими словами, это НЕВОЗМОЖНО! Ну как же это разжевать ещё более доступно Докинзу и ему подобным? Хотя Докинз и сам это знает, но продолжает настаивать на этой нелепице. Ведь она может одурачить обывателя, и это эффективный способ привлечь новых последователей атеизма (Докинз – общепризнанный воинствующий антихристианский герой атеизма, и не упускает возможности высмеять Библию, придираясь к ошибкам копирования в Новом завете или, например, критикуя непорочное зачатие).

Однако всё гораздо серьёзнее. В экспериментах по «зарождению жизни» были обнаружены и другие аминокислоты, помимо тех 20, которые используются в живых организмах. Без ферментов невозможно произвести аминокислоты нужной хиральности (все аминокислоты имеют «правые» и «левые» формы, но в живых организмах присутствуют только левые). В результате неферментных процессов, о которых уместно говорить в «первобытном бульоне» (ферменты вырабатываются только в живых клетках) возникают лишь аминокислоты обоих типов в равном количестве. Другими словами, изначально могло быть более, чем 50 аминокислот, из которых выбралось только 20. Это уменьшает вероятность успеха до (1/50)100, или 10-170! (Если бы из каждой элементарной частицы в нашей Вселенной мы сделали бы ещё одну Вселенную, такую же, как наша, мы бы получили 10160 элементарных частиц … и т.д.).

Доктор О Сви Инг и другие креационисты абсолютно правы в том, что необходима клетка (см. The Origin of Life: a critique of Current Scientific Models (PDF)). Вне клеточной среды стихийные реакции разрушали бы наш белок быстрее, чем он мог бы образовываться. Одно из предположений, выдвинутых для поддержки сценариев зарождения жизни, заключается в том, что на ранней Земле отсутствовал кислород, однако отсутствие кислорода означало бы также отсутствие озонового слоя, а значит, ультрафиолетовое излучение разрушало бы сложные химические вещества (такие, как белки и нуклеиновые кислоты ДНК и РНК). Клетки же снабжены всеми необходимыми механизмами для защиты клеточного аппарата (ферментов, мембраны, ДНК, РНК и т.д.) от окислительных процессов. Без этих механизмов невозможно представить, как «жизнь» могла появиться сама по себе.

Кстати, не представляется возможным, чтобы Земля длительное время существовала без кислорода (если она вообще способна хоть сколько-нибудь без него обходиться), так как под воздействием ультрафиолетовых лучей, которые бы проникали на Землю в отсутствие озонового слоя, молекулы воды распадались бы с выделением кислорода. Однако нет никаких оснований считать, что на Земле действительно когда-либо не было кислорода, таким образом, даже абиотическое происхождение аминокислот, нуклеотидов и сахарозы невозможно. Не говоря о том, что даже без кислорода чрезвычайно сложно получить рибозу и урацил, критически важные компоненты РНК. Кроме того, в бесклеточной среде эти компоненты крайне нестабильны, так что маловероятно, что они вообще формировались.

2. Нелогичная аналогия. В этом-то наш Докинз – специалист. Примером такого «приёма» может послужить аргумент Докинза, что при наличии достаточного количества времени даже невероятное произойдёт наверняка (аналогия с лотереями), о чём смотрите статью «Жульничество с вероятностями» (англ.)3

Реакция конденсации, при которой аминокислоты полимеризируются, производя пептид (белок), является обратимой, так что наличие большего количества времени лишь обеспечит приход реакции в состояние равновесия, либо полимеризация будет очень незначительной. Доктор Харольд Ф. Блум сказал, что «увеличение временных периодов в биологических системах всего лишь приводит к увеличению вероятности, что будет достигнуто состояние равновесия, и не увеличивает вероятность того, что будут произведены невероятные продукты реакции»4

ДНК не может воспроизводить саму себя без ферментов (вопреки заверениям Докинза). Возможно, вам приходилось слышать о полимеразной цепной реакции (ПЦР). Это процесс, посредством которого обычно копируют участки молекулы ДНК, или производится достаточное для исследования их количество. Этот процесс получил такое название, потому что для того, чтобы он происходил, необходим очень сложный фермент, называемый ДНК-полимераза. Также необходимо соблюдение и других условий, таких, как уровень рН, отсутствие веществ, которые помешают протеканию реакции, контроль осмотического давления (концентрация соли), температурного режима, и т.д. В клетке должен присутствовать целый набор ферментов, включая геликазы, которые расплетают двойную цепочку, чтобы процесс копирования мог начаться.

Более детальные опровержения эволюционных теорий происхождения жизни с точки зрения химии и термодинамики смотрите в следующих статьях:

Ссылки и примечания

  1. Self-replicating enzymes? A critique of some current evolutionary origin-of-life models. Назад к тексту.
  2. Is RNA self-replication evidence for evolution? Назад к тексту.
  3. Cheating with Chance, Creation март/май 1995 г., стр. 14. Назад к тексту.
  4. Time’s Arrow and Evolution, 2nd edition, Princeton Uni Press, N.J. Назад к тексту.