Explore
Also Available in:

Почему Бог создал людей и шимпанзе такими похожими?

Перевод: Екатерина Петрюк, под ред. Алексея Калько (creationist.in.ua)

Джонатан Сарфати объясняет, почему схожесть нашей ДНК с ДНК обезьян указывает на общего Создателя, а не на эволюцию.

Эволюционисты обычно утверждают, что предполагаемое 98-ми процентное генетическое сходство между людьми и шимпанзе является доказательством их происхождения от общего предка. Креационисты выдвинули ряд возражений на этот счёт. Однако, как в аргументах эволюционистов, так и в типичных ответах креационистов неявно подразумевается, что чем выше генетическое сходство, тем выше вероятность их происхождения от общего предка. Но обязательно ли это так? Возможно, при некоторых обстоятельствах, значительное генетическое сходство может на самом деле являться аргументом в пользу разумного замысла?

Дональд из США пишет:

Спасибо, что прочитали моё письмо. Я христианин, но в последнее время мне приходится бороться с большими сомнениями в вере, связанными с наукой. Я вовсе не являюсь учёным, но некоторые вещи сильно меня смущают. Я понимаю, что мы существуем по какой-то причине, и я верю, что этой причиной был Бог. Однако у меня мозги закипают, когда я пытаюсь осознать, что Бог был всегда, Он не имеет начала. И всё же я понимаю, что Кто-то должен был сотворить материю для создания Земли. Ещё большее беспокойство мне доставляет факт нашего сходства с приматами. Я понимаю, что мы в чём-то схожи со всеми животными (глаза, кости, органы, и т.д.) Но почему Бог сделал нас настолько похожими с приматами? Мне кажется довольно странным то, что люди имеют 32 зуба, так же, как шимпанзе и другие приматы, даже если у жирафов такое же количество зубов. Почему мы, приматы и коалы имеем отпечатки пальцев? Почему мы имеем физиологическое и генетическое сходство с приматами? Зачем Богу делать это? Ведь у эволюционистов тоже есть вопросы, которые ставят в тупик. Еще раз спасибо.

Шон Дойл (creation.com) отвечает:

Относительно генетического сходства человека и шимпанзе, можно отметить несколько моментов. Во-первых, настолько ли генетически похожи человек и шимпанзе, как нас заставили поверить? (Фокусы с геномом – выводы о почти полной идентичности ДНК человека и шимпанзе были пересмотрены с использованием отброшенных данных). Это утверждение также упускает из виду даже ещё большее различие между Y-хромосомами человека и шимпанзе. Во-вторых, даже если бы сходство было так высоко, как утверждают эволюционисты, до сих пор не прошло достаточно времени для фиксации всех мутаций, разделяющих шимпанзе и человека в соответствующие популяции, с тех пор как они якобы разделились приблизительно 6–8 миллионов лет назад (дилемма Холдейна не была разрешена). Но все эти ответы не объясняют, почему Бог создал людей и шимпанзе такими похожими. Они только показывают, что теория эволюции не даёт хорошего объяснения этому сходству.

Если бесконечное новшество считать критерием хорошего автора, то практически невозможно отличить одного очень «творческого» автора от множества авторов.

Трудность в попытке ответить на Ваш вопрос состоит в том, этого нам необходимо постигнуть глубины Божьего замысла, что не совсем просто это сделать, если, конечно, Бог Сам не раскрыл этого в Писании! В лучшем случае можно лишь сделать некоторые предположения, которые могут как-то отражать некоторые из причин, которые могли быть у Бога для создания такого сходства. Но есть несколько мыслей, которые я считаю полезными.

Во-первых, есть некоторые скрытые предположения в этом вопросе. Одним из них является то, что чем меньшей является степень генетического различия между шимпанзе и людьми, тем скорее это свидетельствует о происхождении от общего предка. Мы видим это в проверенных родословных: чем ближе два человека связаны генеалогически, тем бо́льшие генетические сходства они обычно будут иметь. Но в данном случае, как правило, генеалогия устанавливается не на генетических основаниях. Этот аргумент может работать и в обратном направлении, но только тогда, когда мы знаем, что есть или была способность к скрещиванию между субъектами сравнения. Конечно, мы не знаем о такой способности между человеком и шимпанзе, так что в отсутствие непосредственного подтверждения того, что шимпанзе и люди имеют общего предка, есть достаточно поводов сомневаться в этом.

Вопрос также предполагает, что новизна является решающим фактором при любом определении авторства (см. статью «Не для повторного использования»). Мы говорим о новизне не только в конечном продукте (т.е. фенотипе), но и в способах и методах построения и конструирования. Такой взгляд подразумевает постоянную новизну как синоним меры продуктивности «творчества». Однако этот аргумент является не состоятельным. Если бесконечное новшество считать критерием хорошего автора, то практически невозможно отличить одного очень «творческого» автора от множества авторов.

Во-вторых, поразительное сходство в этом случае фактически может быть доказательством авторства. Бог как единственный Автор не должен был создавать человека совершенно по-новому. На самом деле, древние люди смотрели на изменения и новшества больше с подозрением, чем с одобрением. И такой подход даёт технические преимущества. Итак, давайте допустим, что Бог изменил шаблон шимпанзе и использовал этот изменённый шаблон для создания Адама (это не значит, что Бог изменил тело шимпанзе в тело человека, но лишь то, что Он в Своём Разуме изменил план шимпанзе, чтобы написать план человека, а затем по этому плану приступил к созданию Адама из праха). Просто в интересах дискуссии можно допустить, что люди и шимпанзе похожи на 99% (хотя это все равно означает около 30 миллионов различий), а также, что совокупность фенотипических и генотипических различий между шимпанзе и человеком определяет наличие или отсутствие врождённой способности к синтаксической речи. Это означало бы, что переделав 1% генома шимпанзе в правильном направлении, можно было бы произвести способность к синтаксической речи.

Теперь давайте представим машину, которая разгоняется от 0 до 100 км/час за 3 секунды, и может ехать со скоростью 300 км/час без каких-либо проблем – это очень мощный автомобиль. Теперь давайте представим, что конструктор создаёт такую же машину, но изменяет 1% её конструкции, и в результате этих изменений второй автомобиль приобретает способность ездить без водителя. Это качественный скачок в сложности; машина вдруг приобретает автономную мобильность. Такой конструктор казался бы нам практически волшебником. Очевидно, что он должен быть непревзойдённым мастером в конструировании обоих автомобилей, раз в состоянии сделать это. Но это можно сравнить с созданием существа, обладающего синтаксическими языковыми способностями из шаблона другого существа, не имеющего таких способностей, путем изменения 1% всего его генотипа. В конце концов, человеческая культура и технологии были бы невозможными без наших языковых способностей. Они представляют собой качественный скачок в когнитивной сложности; она открывает нам мир понятий и таким образом позволяет совершенно по-другому смотреть на окружающий мир.

99-ти процентное генетическое сходство между шимпанзе и людьми не является неопровержимым доводом в пользу эволюции; его также можно рассматривать как мощный аргумент в пользу мастерского замысла.

Ирония заключается в том, что наше исходное предположение давало фору эволюционисту. Чем меньшее генетическое различие существует между шимпанзе и человеком, или, чем меньше изменений необходимо осуществить для получения врожденной способности к речи, либо, чем больше фенотипической разницы заключено в 1%, тем более удивительно мастерство, проявленное в генетическом дизайне. Другими словами, чем ближе генетическое сходство между шимпанзе и людьми, тем большее мастерство было проявлено в «реструктуризации» «шаблона» шимпанзе, позволившей осуществить огромные фенотипические изменения, которые мы наблюдаем. Таким образом, 99-ти процентное генетическое сходство между шимпанзе и людьми не является неопровержимым доводом в пользу эволюции; его также можно рассматривать как мощный аргумент в пользу мастерского замысла.

Так зачем же создавать человека на основе модели гоминид («человекообразных» обезьян), а не других животных? Подумайте о задачах, которые Бог возложил на нас – господствовать над творением и ухаживать за садом (см. статью Был ли Эдемский сад «убежищем» от враждебного внешнего мира?). Во-первых, имело бы смысл иметь некоторые фундаментальные структурные сходства с существами, которыми мы должны управлять, так как мы имеем врождённую потребность заботиться о тех, кто каким-то образом похож на нас самих. (Мы видим искажение этого в таких грехах как расизм, но при правильном применении этой особенности к биосфере в целом, особенно к животным, и частично к людям, это имеет огромный смысл!) Более того, среди всех жизненных форм, животные однозначно имеют с нами некоторые общие качества, необходимые для выполнения порученных нам Богом заданий, такие, как автономная мобильность и самосознание. К тому же, для задач, которые нам поручены, наши руки имеют наилучшую функциональную приспособленность, в сравнении с плавниками, крыльями, лапами или ластами. Размер также имеет значение: как насекомое или крыса могли бы называть себя хозяевами таких созданий как собаки, не говоря уже про слонов или динозавров? Кроме того, как маленькие существа могли бы подчинить себе огонь? Гоминиды имеют приемлемый «компромиссный» размер, и к тому же обладают самосознанием и правильным «строением» передних конечностей. И так как мы полагаем, что в целом фенотип соответствует генотипу, то вполне логично, что мы генетически более похожи на гоминид, чем на любых других существ. Так зачем вместе с нами существуют гоминиды? Они, как ничто другое, являются особым напоминанием для нас о нашей целостности с сотворённым миром. Но опять же, помните, что это только пища для размышлений, а не окончательный ответ, так как его предложить не может никто.

iStockphotogiraffe

Почему у нас, как и у приматов и коал, есть отпечатки пальцев? Передние конечности всех трёх типов существ используются для захватывания, и кончики пальцев помогают нам удерживать предметы. Тем не менее, это не пример структуры, объясняемой общим происхождением; эволюционистам приходится верить, что коалы и приматы пришли к одинаковому функциональному решению независимо. Но отпечатки пальцев у этих существ вполне могли возникнуть независимо друг от друга в истории жизни даже в рамках библейского учения, поскольку животные намеренно наделены способностью к адаптации к новым условиям, и кончики пальцев не являются фундаментальной биологической структурой, но больше элементом «тонкой настройки» для выполнения конкретной функции. Таким образом, наличие или отсутствие отпечатков пальцев скорее можно отнести к различиям того же рода, что и вариации в размещении нескольких лепестков орхидей, чем к различиям, например, в познавательных способностях между людьми и приматами.

Почему мы, как и жирафы, имеем 32 зуба? Кроме конструктивного единства, которое свидетельствует о Боге, как единственном Авторе всего живого, я не знаю других причин. И я думаю, мы не сможем этого узнать. Но позвольте мне задать встречный вопрос: почему бы Богу не сделать так? Только то, что этот вопрос смущает нас, не должно вызывать сомнения в нашей христианской вере. Как тот факт, что у нас с жирафами одинаковое количество зубов, опровергает то, что Иисус воскрес из мертвых? Как это опровергает то, что Иисус является воплощённым Богом? Как это опровергает то, что Иисус считал Писание непогрешимым? И как это опровергает то, что Иисус считал мир молодым? Вам нужно поместить вопрос в контекст. Это псевдо-теологическое любопытство (не научное! Вопросы из разряда «почему Бог…»), которое не имеет никакого отношения к истине христианства или библейского творения. Не обманывайте себя, позволяя бессмысленному любопытству разрушить вашу веру. Христианство стоит на слишком твёрдом основании, чтобы его могло уничтожить количество зубов у жирафа.

Helpful Resources

Evolution's Achilles' Heels
by Nine Ph.D. scientists
US $17.00
Soft cover
Contested Bones
by Christopher Rupe, Dr. John Sanford
US $29.00
Soft cover
The Greatest Hoax on Earth?
by Dr Jonathan Sarfati
US $10.00
mobi (ebook) download