Explore
Also Available in:

Папа об эволюции

Лита Коснер ()
перевод: Алексей Калько (creationist.in.ua)

wikipedia.orgPope-Francis
Папа Франциск (август 2014 г.)

Римские католики считают папу Франциска (Хорхе Марио Бергольо, род. 1936 г.) преемником апостола Петра, и поэтому главой христиан по всему миру. У креационистов-протестантов появилась ещё одна причина радоваться тому, что мы отвергаем эту ошибочную доктрину.

Ватикан цитирует1 папу Франциска:

«Когда мы читаем о Сотворении в Книге Бытия, мы рискуем вообразить Бога магом с волшебной палочкой, который в состоянии сделать все. Но это не так. Он создал все живое и позволил ему развиваться в соответствии с внутренними законами, которые дал каждому, так что они могли развиваться и прийти к полноте своего существования. … Таким образом, сотворение продолжалось столетия за столетиями, тысячелетия за тысячелетиями, пока не стало тем, что нам известно сегодня, так как Бог не демиург и не волшебник, а Создатель, дающий жизнь всему сущему. Начало мира не было продуктом хаоса, имеющего какое-то иное происхождение, а проистекало непосредственно из высшего Источника, Который созидает любовью. Большой взрыв, который сегодня считается началом мира, не противоречит вмешательству Божественного Создателя, а, скорее, нуждается в Нём. Эволюция в природе не противоречит понятию Сотворения, потому что эволюция требует создания существ, которые эволюционируют.»2

Хотя его комментарии были, конечно, более умеренными, чем некоторые переводы этого заявления в прессе, он явно признаёт эволюцию и миллиарды лет истории. Это неудивительно, поскольку католическая церковь признавала эволюцию в течение последних 50 лет.

Мы указывали ранее на теологические проблемы теистической эволюции, или даже признания миллиардов лет земной истории. Любой, кто серьёзно относится к Писанию, может увидеть: Библия ясно учит, что Бог создавал в течение шести обычных дней около 6,000 лет тому назад. К несчастью для католиков, их исключительный авторитет – не Писание, а Церковь, которая является «непогрешимым толкователем» Писания, согласно их теологии.

Пётр и его «преемник»

Если мы посмотрим на Петра, «первого папу», мы увидим, что его отношение к библейскому описанию истоков довольно сильно отличалось:

«…в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.» (2 Петра 3:3–7).

В словах Петра мы видим, прежде всего, полное принятие библейской истории мира. Именно Писание является его отправной точкой, а не какие-то идеи, популярные в обществе. Пётр опровергает то, что можно назвать «униформистским» аргументом: мы видим, что всё происходит так же, как и происходило ранее, насколько можно помнить. Но Пётр указывает нам на Бытие, чтобы напомнить, что не всегда было так, на самом деле, есть три великих события, нарушающих непрерывный ход истории:

  1. Создание мира из воды Словом Божьим. Мир не существовал всегда, вопреки популярной во времена Петра философии. Вплоть до 20-го столетия, вечно существующая Вселенная была теорией, которую некоторые учёные пытались защитить. Сейчас они вынуждены признать, что Вселенная имела начало, но Большой взрыв имеет несколько важных несоответствий библейской истории, а это значит, что он не мог быть тем способом, с помощью которого Бог творил.

  2. Разрушение мира водой по воле Божьей. Пётр признавал, что был глобальный потоп, который уничтожил всех людей, кроме восьми, которые были в Ковчеге (1 Петра 3:20). Согласно креационистским геологическим моделям мы знаем, что катастрофа такого масштаба объясняет геологические слои со всевозможными окаменелостями (и поэтому нас не удивляет наличие в них примеров хищничества, раковых опухолей и шипов – так как это останки мира после Грехопадения). А если глобальная катастрофа длительностью в год объясняет большую часть записи окаменелостей, миллионам лет земной истории не остаётся места.

  3. Будущее разрушение мира огнём по воле Божьей. Следующее великое событие в истории Земли будет концом современного мира. Экстраполируя современные процессы, ясно, что Вселенная идёт к своей «тепловой смерти» через несколько миллиардов лет, когда она будет в состоянии максимальной энтропии. Но Писание указывает нам на гораздо более скорую кончину Вселенной, не путём естественных процессов, но жарким пламенем, которое уничтожит всё. Это откроет путь для Нового Неба и Новой Земли и для воскресения мертвых.

В отличие от Франциска, Пётр стоит на твёрдом основании Писания и не боится прямо противоречить униформистам своего времени.

Был ли Пётр папой?

Католики верят, что Иисус сделал Петра первым папой, когда Он сказал «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Матфея 16:18). Интерпретация этого стиха действительно очень важна для католической теологии.

Он сказал: «Ты – Петр, (Πέτρος, Пэтрос) и на сем камне (ταύτῃ τῇ πέτρᾳ, тавты ты пэтра) Я создам Церковь Мою». Слова ταύτῃ τῇ πέτρᾳ не могут относиться к Симону Петру, поскольку они в женском роде. Если бы они относились к Петру, они были бы в мужском. Кроме того, слово πέτρος (пэтрос) означает маленький камень, тогда как πέτρᾳ (пэтра) относится к огромной недвижимой скале – подходящей в качестве фундамента. То есть Иисус говорит «Ты – небольшой камешек, Симон, но на этой глыбе я построю Мою Церковь!» Так что Камень – не Пётр, а его вероисповедание, согласно многим отцам Церкви, около половины из которых говорили на греческом как на родном языке. Многие другие отцы Церкви считали, что Камень – это Сам Иисус, и даже те, кто считали, что Камнем был Пётр, верили, что это было персональное обещание ему самому, а не всем его преемникам в Риме.3

Также мы видим, что к Петру не было какого-то особенного отношения со стороны других апостолов и ранней церкви. В 11 главе Деяний Иерусалимская церковь заставляет Петра оправдывать свои действия относительно общения с язычниками. Это было в порядке вещей, так как прежде апостолы отослали Петра из Иерусалима (Деяния 8:14). И когда Петр оправдывает себя, он не заявляет экс-катедра, безапелляционно, о принятии язычников, но рассказывает о повелении Иисуса, полученном через видение, и о схождении Святого Духа на обращенных язычников, подтверждающем божественное одобрение. Затем в другой дискуссии о том, какие требования должны распространяться на христиан из язычников, окончательное решение будет принято Иаковом, главой Иерусалимской церкви (Деяния 15). Позже мы видим, что и Петр, и Иаков, а также Иоанн, "почитались столпами" ранней Церкви (Галатам 2:9).

Также во 2 главе послания к Галатам Павел рассказывает о времени, когда он противостоял Петру, поскольку тот действовал непоследовательно относительно общения с язычниками. Конечно, если бы Пётр был в каком-то роде божественно предопределённым главой, непогрешимым посредником, Павел просто не мог бы ему противостоять! Также Павел написал послание к церкви в Риме, ожидая, что эта церковь примет его письмо как Писание, что противоречит католической доктрине о том, что Церковь авторитетнее Библии.

Само Писание учит, что Пётр был апостолом, избранным лично Иисусом. Но вне своих боговдохновенных посланий, даже Пётр мог ошибаться. Также нет никакого намёка на то, что были преемники должности Петра (на самом деле, это бы привело к тому, что в течение пары десятилетий папы со второго по четвёртый имели бы власть выше апостола Иоанна, который дожил до «папства» Клемента).

Неоправданный компромисс

Возможно, папа хотел приобрести некоторую интеллектуальную респектабельность своим заявлением, но секуляристы давно отмечали не только то, что эволюция по определению является безбожным процессом, но также что бог, который бы использовал эволюцию – явно не христианский Бог. Секуляристы не будут особенно впечатлёны тем, что Франциск признал эволюцию; скорее, они будут задаваться вопросом, почему Франциск держится за веру в Бога в свете «факта» эволюции.

Фактически Франциск, возможно, принёс больше вреда, чем пользы, поскольку те, кто (ошибочно) видели в нём духовный авторитет, могут быть разочарованы его компромиссом и потерять доверие к Библии.

Мы бы хотели указать Франциску на пример Петра и прошлых лидеров Церкви, которые были твёрдыми приверженцами библейского сотворения, даже несмотря на существование в то время альтернативных теорий о происхождении. В их число входят люди, которых католическая церковь считает «святыми» и даже «отцами церкви» (небольшая авторитетная подгруппа «святых»). Если мы верим в точность и полноту Писания, нас не собьет с курса любое культурное или научное веяние. Но более всего, мы бы хотели указать папе на Христа, настоящего наместника и настоящего Главу Церкви, который явно верил в реальных Адама и Еву и в недавнее сотворение.

Ссылки и примечания

  1. Комментарии Франциска были даны на итальянском языке; цитируется перевод его слов, предоставленный Ватиканом. Назад к тексту.
  2. Francis in the Pontifical Academy of Sciences emphasises the responsibility of humanity in creation, 27 октября 2014 г., news.va. Назад к тексту.
  3. Salmon, G., Infallibility of the Church, гл. 18, ‘The prerogatives of Peter’, 1888 г. Джордж Сальмон (1819–1904) был королевским профессором теологии в Тринити-колледже (Дублин). Назад к тексту.

Helpful Resources